Авторы |
Дмитриев Дмитрий Вячеславович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка и методики преподавания английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), dmitriyev_d.v@mail.ru
Мещеряков Анатолий Семенович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), metal@pnzgu.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблему совершенствования методов и форм обучения иностранному языку, направленных на решение задач модернизации образования, повышения качества и эффективности иноязычной профессиональной подготовки. В статье рассматриваются возможности использования одного из инновационных средств обучения английскому языку – подкастов. Цель исследования – теоретически выявить и экспериментально проверить дидактические возможности подкастов в обучении английскому языку.
Материалы и методы. Поставленные исследовательские задачи были решены при изучении, анализе и синтезе научной литературы по проблеме исследования. Различные аспекты использования информационных технологий рассматривались М. А. Акоповой, М. А. Бовтенко, Е. И. Дмитриевой, О. П. Крюковой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызиной и др. Теоретические основы внедрения подкастов в учебный процесс и практические аспекты их использования в обучении английскому языку исследовали Ж. С. Аникина, Т. И. Краснова, Е. Ю. Малушко, А. Г. Соломатина, П. В. Сысоев, P. Edirsingha, A. Fox, G. Stanley и др. В статье представлено собственное исследование авто- ров, в процессе которого использовались следующие методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Результаты. Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил дать определение термину «подкаст»; выделить факторы, обуславливающие популярность подкастов; выявить дидактический потенциал подкастов: аутентичность, многофункциональность, медиакомпетентность, многоканальное восприятие, интерактивность, мотивация, соответствие инди- видуальным особенностям. В результате проведения эксперимента была выявлена эффективность использования подкастов в обучении английскому языку: в экспериментальной группе стало больше студентов с высоким уровнем обученности и меньше студентов с низким уровнем обученности.
Выводы. Подкасты действительно являются инновационным средством обучения английскому языку в вузе, так как формируют языковые навыки и речевые умения в различных видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение), обогащают лексический запас, совершенствуют грамматические навыки, усиливают мотивацию к изучению английского языка, позволяют индивидуализировать обучение, способствуют дифференциации деятельности студентов, а также интенсифицируют самостоятельную работу.
|
Список литературы |
1. Соломатина, А. Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Соломатина А. Г. – Тамбов, 2011. – 158 с.
2. Dudeney, G. How to teach English with technology / G. Dudeney, N. Hockly. – N. Y. : Pearson Longman, 2007. – 192 p.
3. Телегина, А. Т. Иноязычная коммуникативная деятельность – процесс активного взаимодействия на уровне межкультурной коммуникации, нацеленный на саморазвитие личности в профессиональной деятельности / А. Т. Телегина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 4. – С. 253–263.
4. Дмитриев, Д. В. Формирование медиакомпетентности будущих учителей английского языка в процессе профессиональной подготовки / Д. В. Дмитриев, А. С. Мещеряков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/116-12842.
5. Fried-Booth, D. L. Modelling of teaching practice for future teachers of the English language / D. L. Fried-Booth // Journal of linguistic studies. – 2009. – № 2 (2). – P. 75–83.
6. Варникова, О. В. Формирование эмоционально-ценностного отношения к профессии средствами иностранного языка / О. В. Варникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 3. – С. 153–161.
7. Салин, Б. С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку / Б. С. Салин // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. – С. 91–93.
|